Размер:
  • A
  • A
  • A
Цвет:
  • C
  • C
  • C
Изображения
  • Вкл.
  • Выкл.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

Центр культуры и народного творчества

городского округа город Уфа Республики Башкортостан
тел./факс +7 (347) 240-52-20
На сайте ведутся технические работы. Некоторые разделы могут отображаться некорректно. В скором времени сайт вернётся к нормальному режиму работы. Приносим извинения за доставленные неудобства.

«Юдур си»

           Народный марийский фольклорно-этнографический ансамбль "Ош виче Сем" с преподавателями марийской школы устроили свеобразные посиделки "Юдур си" (Девичий праздник) Девичий пир.
Народный марийский фольклорно-этнографический ансамбль "Ош виче Сем" с преподавателями марийской школы устроили свеобразные посиделки "Юдур си" (Девичий праздник) Девичий пир . Поколение старших делилось воспоминаниями о том, как девичьи посиделки проходили во времена их юности: вспоминали традиционный порядок организации сборища, как проводились девчьи праздники, какие пелись песни, что танцевали и чем угощались.

Пора молодежных посиделок и женских сборищ наступала с начала нового календарного периода-зимнего, который начинался уже в октябре с 1 (14) числа , отмечаемое как праздник Покрова Богородицы. За неделю до праздника девицами избирались две или одна изба, смотря по многолюдству деревни; затем собирался со всех солод и мука для пива, дрова, за которыми девушки большей частью ездили в лес сами; потом две или три избранные девицы под руководством хозяйки нанятого дома варили пиво. Утром, в день пира девушки стряпали угощения у себя дома, а вечером одна из них шла звать всех подруг и их семейных в нанятую избу, куда каждая несла свое кушанье. Пришедши, девушки прежде сами садились закусить и вместе сажали одного парня, который у них занимал место распорядителя, а хозяйка квартиры угощала их пивом. Как поедят девушки, за стол садились хозяева и их угощали девушки, они вставали полукругом около стола и пели песни. Затем начиналась музыка, и хозяйка квартиры или, если имелась, ее дочь с со своей подругой шли плясать. Проплясавши раз, эта пара брала по ковшу пива и несла их музыкантам; после этого шла плясать другая пара девушек и так же угощала музыкантов пивом. Когда девушки все пропляшут, шли в пляс парни, молодые мужчины и женщины, которые так же, идя на вечер, несли своего съестного угощения, а для общего веселья мужчины складывались и покупали себе немного вина. Этот девичий вечер длился только до полуночи, потом все расходились по домам. Помимо веселья посиделки были своеобразной школой жизни, где молодые девушки овладевали мастерством рукоделия, знакомились с устным, песенным творчеством и устраивался девушками достигших совершеннолетия. По своему содержанию праздник был связан с идеей плодородия, семейно-брачными мотивами, а также с хозяйственноой жизнью марийцев. Особенно это отразилось в содержании благодарственных песен, исполняемых девушками в честь хозяина или хозяйки дома, нанятого во время праздника:

Ныл угылан клатет уло, ...Есть у тебя клеть о четырех углах.

Клатет тичак киндет уло... Имеется полная клеть хлебных зерен.

Ныл угылан пёртет уло, Есть у тебя изба о четырех углах,

Пёртет тичак ешет уло. Имеется полна изба семьи.

Кюляш юпан удырым ыштыза, Пусть будет у вас дочка с волнистыми волосами,

Кудыр упан эргым ыштыза. Пусть будет у вас сын с кудрявыми волосами...

Девичий праздник символизировал переход девушек в статус невест. Каждая участница, показавшая мастерство в рукоделии, гостеприимстве, умении петь, танцевать, становилась потенциальной невестой. Она теперь могла принимать сватов и выходить замуж. Взрослые, присутствующие на празднике, благословляли девушек, давая им добрые напутствия для их будущей семейной жизни. Те в свою очередь, благодарили их песней, угощали пивом, сваренным в складчину . Девичьи праздники и посиделки проводились до начала весны, до начала весенне-полевых работ.


15 Октября 2018